пятница, 5 февраля 2016 г.

"ВЫСТОЯЛИ И ПОБЕДИЛИ"

28 января в рамках акции памяти, посвящённой 72-ой годовщине полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда, библиотекари Марина Булгакова и Рина Залилова на КИБО посетили жительницу блокадного Ленинграда Рякке Алину Ивановну, проживающую в с. Большетархово.
В Нижневартовском районе живут две блокадницы – Мордовских Екатерина Федоровна (с.Покур) и Рякке Алина Ивановна (с. Большетархово).
«Блокадницами» называли в Большетархово пожилых женщин-финок, не всегда понимая значение этого слова. Еще совсем недавно их было девять, теперь осталась только одна: Алина Ивановна Рякке. Судьбы всех этих эвакуированных ленинградцев похожи, как и всё то, что выпало на их долю.
Алина Ивановна Рякке поделилась воспоминаниями о тех страшных днях блокады. Как потеряла родных братьев и сестер, которые умерли от  голода. Только ей с матерью удалось выжить благодаря эвакуации.
До войны семья Алины Ивановны жила в д. Мистолово Ленинградской области. Отец Иван Торонен был председателем колхоза. В первые дни войны он ушёл на фронт и погиб. Остались без кормильца жена Анна Ивановна, дочь Алина и сыновья – девятилетний Эйно и пятилетний Армо.
Полтора года Дорога жизни связывала город на Неве с большой землёй. Как рассказала Алина Ивановна Рякке, эти 32 километра от берега до берега в марте 1942 года ехали под обстрелом, теряли машины и людей. Не все ленинградцы добрались до тихой пристани, но ей, девочке-подростку, тогда очень повезло.
Детская память сохранила многие дни блокады. Алине Ивановне было одиннадцать лет, когда замкнулось кольцо вокруг Ленинграда. Она помнит, как умерли от голода два младших брата и сестра, как не стало бабушки. Отец погиб на фронте, девочка осталась с мамой. Как жили? Дети получали по 125 граммов хлеба, взрослые чуть больше. О тех страшных днях Алина Ивановна не забудет никогда: «Отец ушёл на фронт, и мама отдала все запасы продуктов, что имелись в доме, только чтобы у папы и других солдат были силы защищать родной город. Мама работала на кирпичном заводе и получала рабочий паёк. С наступлением холодов выживать в блокадном городе стало ещё труднее».
Однажды, рассказывает Алина Ивановна, она пошла, не зная дороги, к матери на кирпичный завод. Ей было безразлично, где упасть и умереть, но какая-то сила вела её прямо к цели. Говорит, Бог направил и спас, потому что до матери она дошла, а на следующее утро началась эвакуация людей. И они поехали. Девочка была в забытьи, почти не воспринимала тишины, которой встретила её Омская область.
К эвакуации готовились недолго – подвязали платки, завернули булку хлеба, выданную в дорогу, и отправились на станцию. По дороге мама отстала от поезда, и её посчитали умершей. Но через пять дней она смогла догнать наш поезд. До конечной станции доехали не все. Я думала, что мы едем умирать».
Сибирь приютила и обогрела ленинградцев, она кормила их и возвращала к жизни. Только через несколько месяцев Алина Ивановна пришла в себя и поняла, что потеряла семью. Тогда и заплакала. Она и сегодня оплакивает всех, кто не доехал до другого берега Ладоги.
В Большетархово они приехали в июне 1942 года. Дети оставались в одном из полуразрушенных домов Большетархово, а родителей отправляли на ловлю рыбы и лесозаготовки. Одеться и обуться было не во что. Теплых вещей не было. На ногах – кирзовые сапоги большого размера.
«Мы тоже не сидели без работы, – вспоминает Алина Ивановна. – Зимой вязали сети, а весной в лабазе укладывали рыбу. Обработка рыбы – процесс трудоемкий. Женщины постоянно находились в холодном лабазе, а их руки – в солёной студеной воде. После засолки, рыбу снова мыли, отжимали, сортировали по качеству, укладывали в бочки.
Сначала получали по 400 граммов хлеба, а потом нам, как работающим, стали выдавать по 600 граммов. Учиться некогда было, так два класса довоенного образования и осталось. Детства не было. Восемь лет рыбачила зимой и летом. В 21 год вышла замуж за такого же эвакуированного, как сама, Сулло Матвеевича Рякке».
Вместе с мужем они вырастили троих детей: Виктора, Галину и Юрия. Сегодня у Алины Ивановны шесть внуков и пять правнуков. И на груди девять медалей труженицы тыла.
18 марта 2016 года ветерану Великой Отечественной войны, жителю блокадного Ленинграда Алине Рякке из Большетархово исполнится 86 лет. Низкий Вам поклон, Алина Ивановна!
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение – не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

На маршруте работали: библиотекари Залилова Рина Сарваровна, Булгакова Марина Семёновна и водитель Тарасов Александр Николаевич.




Комментариев нет:

Отправить комментарий